Актуально
30.03.2016
Двойной удар по двойным квитанциям
Томские УК штрафуют за двойные платежки и нарушение порядка передачи дома от одной компании другой
Вроде бы обычная житейская ситуация: жители не довольны работой своей управляющей компании, созывают общее собрание, решают сменить «управдома», выбирают новую жилищную организацию. Однако прежняя УК, обслуживающая дом, отказывается передавать «управе» - преемнику техническую документацию на дом, и вдобавок продолжает присылать квитанции на оплату жилищных услуг. В результате дом находится в подвешенном состоянии неопределенности, а жильцы получают сразу две платежки за один и тот же набор услуг – от старой УК, и от новой. До недавнего времени собственники, столкнувшиеся с таким произволом «укашек», были бессильны. Но теперь ситуация изменилась: после обращению в Госжилинспекцию особо обнаглевших жилищных компаний могут наказать рублем, и достаточно чувствительно.
Проблема «двух квитанций» уходит?
Еще в прошлом году и в стране, и в Томской области завершился процесс лицензирования жилищных управляющих компаний. Сегодня каждая УК обязана иметь лицензию на управление многоквартирным жилым домом и выполнение работ по содержанию и ремонту жилищного фонда. И у собственников жилья теперь появился реальный рычаг воздействия на недобросовестные «управы». Помимо всего прочего процесс лицензирования УК должен был снять проблему споров между управляющими компаниями о том, кто уполномочен управлять домом.
- Проблема «двух квитанций» уходит. У кого в приложении к лицензии указан дом, тот им и управляет, - поясняет председатель Томского союза собственников жилья, глава Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, эксперт рабочей группы томского ОНФ Чингис Цыренжапов. - Вообще данный механизм лицензирования нацелен на то, что управляющим компаниям придется налаживать конструктивные отношения со своими клиентами – собственниками жилья.
Согласно Жилищному кодексу РФ, собственники в любой момент могут изменить способ управления многоквартирным домом, после чего управляющая организация обязана передать документы на дом, включая техническую документацию, вновь выбранной управляющей организации.
Однако на практике раньше все происходило с борьбой, войнами, двойными платежками. Впрочем и сейчас управляющие компании намеренно препятствуют жильцам: не предоставляют техническую документацию на дом, реестры собственников. Многие пользуются тем, что порядок передачи дома от одной компании другой до недавнего времени не был регламентирован, к тому же не было никакой ответственности за его неисполнение.
Теперь же, как отметил эксперт томского Народного фронта, переход многоквартирника из одной компании в другую должен идти при административном вмешательстве.
- В этом вопросе жители дома могут рассчитывать на поддержку государства в лице Госжилнадзора и муниципальных властей, - подчеркнул Чингис Цыренжапов. – От того, насколько быстро, компетентно и бескомпромиссно будет реагировать Госжилнадзор на случаи появления двойных квитанций, зависит поведение руководства управляющих компаний в регионе: оно может быть наглым при слабости надзора или напротив законопослушным и ориентированным на нужды своих клиентов. Задача же муниципальной власти – это разъяснять, обучать и информировать собственников жилья, чтобы они сами могли поставить заслон всяким мошенникам, просто не оплачивая фальшивку.
Две томские «укашки» наказали за двойные платежки
«Управы» уже вовсю наказывают за самоуправство. Недавно департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области закончил проверку по жалобам жителей многоквартирного дома по ул. Ф. Мюнниха, 34 в Томске на УК «ЖЭК-Жилищник» и «УК «Каштачная» за выставление двойных квитанций. Как сообщил глава департамента Юрий Баев, по результатам проверок на обе УК составлены протоколы за нарушение лицензионных требований.
Так, УК «ЖЭК-Жилищник», была уведомлена о расторжении с ней договора управления домом по ул. Ф. Мюнниха, 34, но при этом не предоставила в департамент ЖКХ и госжилнадзора информацию для внесения изменений в реестр лицензий и продолжала направлять квитанции жильцам. А «УК «Каштачная», с которой жильцы дома по ул. Ф. Мюнниха, 34 заключили договор управления в июле 2015 года, также своевременно не разместив информацию на сайте www.reformagkh.ru и не представив в департамент заявление о включении в реестр, выставляла квитанции.
- Жилищное законодательство разрешает УК выставлять квитанции только в случае, если сведения об управлении ею многоквартирным домом включены в реестр лицензий, - подчеркивает Юрий Баев. - Спорные вопросы управляющие компании должны решать в судебном порядке, а не нарушать права жильцов, незаконно направляя им платежки.
Как сообщает пресс-служба областной администрации, материалы дел об административных правонарушениях ООО «ЖЭК-Жилищник» и ООО «УК «Каштачная» направлены мировым судьям. Обеим УК грозит штраф в размере от 250 до 300 тысяч рублей. Кроме того, «УК» Каштачная» выдано предписание пересчитать плату за содержание жилья за период, когда у нее отсутствовали основания предъявлять платежные документы.
Не бойтесь жаловаться на УК!
Вообще нередко управляющие компании, не желающие отпускать «свои» дома, ссылаются на то, что, мол собрание, на котором жильцы отказались от ее услуг и выбрали в качестве обслуживающей организации другую управляющую компания, является незаконным. Либо прошло с нарушением. Либо ищут еще какие-нибудь формальные зацепки, чтобы признать собрание незаконным. И продолжает рассылать свои квитки. Однако, по словам экспертов, так себя вести УК не вправе.
- Признавать собрание законным или незаконным - это является прерогативой суда - только они вправе определять, насколько соответствовали закону действия жильцов, - говорит юрист в сфере ЖКХ, эксперт рабочей группы «Качество повседневной жизни» томского Народного фронта Владимир Фурсин. - В этой ситуации есть единственно возможный законный выход – УК обязана выполнить решение собственников, передать документацию во вновь избранную управляющую компанию и только после этого может обратиться в суд.
По мнению эксперта томского ОНФ, только сами жильцы смогут защитить свои права, за них никто этого не сделает. Если людей не устраивает работа обслуживающей организации, они вправе отказаться от ее услуг и выбрать себе новую компанию. Сейчас в сферу ЖКХ пришли рыночные отношения и жильцы вправе спрашивать с УК по полной программе, поскольку деньги за жилищные услуги идут напрямую в управляющую компанию.
А если есть противодействие со стороны «управы», то можно смело обращаться в Госжилнадзор: особо зарвавшихся «укашек» обязательно накажут рублем через суд. Закон теперь помогает собственникам защитить свои права.
Владимир ПОГУДИН
Источник: газета «Итоги ВТ» № 12 от 30.03.2016, стр. 6
На передачу дома от одной УК к другой – два месяца
Между тем, в Госдуму внесен законопроект, который позволит бороться с проблемой двойных платежек, нередко возникающей в домах после попытки сменить управляющую компанию. Добиться этого хотят, указав точные сроки, необходимые для расторжения контракта и регламентировав срок передачи дома от одной управляющей компании к другой.
Сейчас, как отмечают эксперты, нигде не указано, за какой срок собственники жилья должны уведомить УК, что в ее услугах больше не нуждаются. Подобная прореха в законодательстве может обернуться рядом неудобств. Наиболее типичный случай - двойные платежки, когда счета выставляют и старая, и новая управляющие компании.
Согласно поправкам, уведомить УК о желании расторгнуть контракт надлежит за два месяца. Сейчас конкретный срок в законодательстве не указан, поэтому зачастую недобросовестные управляющие жильем не торопятся передавать дела и продолжают собирать деньги с населения.
При этом, как отмечают эксперты, вернуть деньги, по ошибке перечисленные не той УК, крайне сложно.
«Проблемы двойных и даже тройных платежек при смене УК существуют. Люди часто обращаются к нам и в жилинспекцию. Нередко доходит до суда. Причем взыскать уже перечисленные деньги крайне сложно. Поэтому с самого начала следует внимательно изучать платежки, чтобы понять, кто действительно имеет право взыскивать платежи», — рассказывает Валерий Новиков, начальник управления юридического сопровождения НП «ЖКХ Контроль».
В то же время, как отмечают эксперты, четко прописанные правила переходного периода могут быть на руку и добросовестным УК, которые получат время, чтобы привести в порядок свои дела перед закрытием.
«Управдомы» передадут дом не по-хорошему, так по-плохому
С мая 2014 года действует федеральный закон № 121, согласно которому УК, ТСЖ и жилищные кооперативы за незаконный отказ передать техническую документацию будут подвергаться штрафам до 200 тысяч рублей. В Кодексе РФ об административных правонарушениях сегодня прописана административная ответственность за отказ или уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, а также за нарушение порядка и сроков передачи.
Как сообщил начальник областного департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Юрий Баев, сейчас порядок передачи технической документации и других документов вновь выбранной УК, ТСЖ или жилищному кооперативу, а также жильцам при непосредственном способе управления регламентируется статьей 162 ЖК РФ и постановлением Правительства РФ № 416 от 15 мая 2013 года. Однако на практике положения законодательства нередко нарушаются организациями, ранее управлявшими многоквартирным домом.
С учетом появления в КоАП РФ новой статьи за указанное правонарушение жилищные организации могут подвергаться штрафам в размере от 150 до 200 тысяч рублей, должностные лица - от 30 до 40 тысяч рублей, граждане от 2 до 5 тысяч рублей.
За повторное нарушение в течение года должностные лица жилищных организаций будут подвергаться дисквалификации. Административные дела о наложении штрафа будут рассматривать органы государственного жилищного надзора, а вопрос о дисквалификации будет решать суд.