Актуально

17.08.2016

Есть проблема

Как сделать систему капитального ремонта жилья более справедливой, повернуть ее лицом к жителям, а не к чиновникам и подрядчикам?

--

 

Страсти по поводу взимания взносов на капремонт незаметно поутихли после того, как этой весной Конституционный суд РФ признал законными взносы на капремонт в так называемый «общий котел». По мнению судей, это необходимо, чтобы поддерживать дома в безопасном состоянии. Наверняка во время предвыборного угара эту тему снова попытаются реанимировать, однако понятно, что сегодня в условиях ограниченности бюджетных ресурсов другого способа отремонтировать жилье просто нет. Однако то, что подавляющее большинство граждан вот уже два года из своего кармана платят за капитальный ремонт домов, вовсе не означает, что в этой системе все выстроено хорошо и люди всем довольны. Скорее наоборот, острых вопросов возникает немало и в части отбора объектов для проведения работ, и по их качеству, и многому другому.

--

 

Этой зимой дом в Богашеве может остаться без тепла и горячей воды

 

Для начала реальный случай, ярко иллюстрирующий одну из серьезных проблем системы капремонта – непрозрачность того, как формируются списки на ремонт, по каким критериям и соображениям первыми туда включаются относительно новые дома (конца 80-х годов постройки), а те же хрущевки поставлены в конец очереди.

 

С одной стороны, вроде бы все понятно. Глава регионального департамента ЖКХ и Госжилнадзора Юрий Баев неоднократно называл критерии очередности, прописанные в областном законе. Это год постройки дома, год последнего проведенного капремонта, степень готовности – наличие проектной документации и сметы расходов на ремонт, выбор собственниками одного из способов управления домом. Однако на практике нередко возникают непонятные ситуации, как это было в прошлом году, когда ремонтировались дома 1991–1992 годов постройки на суммы от 5 миллионов рублей и выше. При этом большинство хрущевок, согласно графику, дождутся первых ремонтов только к 2019–2020 годам.

 

Более того, людей возмущают, что им никто не может толком объяснить, когда в их доме будут хоть что-то ремонтировать. В редакцию «ВТ» обратился житель села Богашево Томского района, председатель совета дома № 13 по ул. Новостройка Александр Фурса. Это двухэтажный 16-квартирный кирпичный дом постройки 50-х годов. Его жители не могут добиться казалось бы элементарной вещи – узнать, когда у них будут выполняться работы по капремонту сетей отопления, горячего и холодного водоснабжения.

 

– Нашему дому 60 лет, он с огромным трудом пережил последнюю зиму, – рассказывает Александр Николаевич. – Систему отопления и горячего водоснабжения в любой момент может прорвать, и в лютые морозы жители останутся без тепла и горячей воды. По всем нормативам сети давно нужно менять. Мы узнали в специализированной организации, что ремонт инженерных сетей в доме обойдется в 460 тысяч рублей. Не такая уж большая сумма. Как глава домового комитета я обратился в Региональный фонд капремонта. Мне там дали справку, сколько денег было собрано с нашего дома. Но я по поручению жителей просил совершенно о другом: сообщить, когда в доме отремонтируют систему отопления Наш дом уже который год стоит в очереди на капремонт. Нас постоянно включают в списки. Так продолжается уже десять лет, и ничего дальше не происходит!

--

 

«Деньги сдаём, а результата не видим»

 

Региональный оператор посоветовал домкому обратиться со своим вопросом в администрацию района. Там ответили кратко: «Ваш дом в ближайшие три года в план на капремонт не стоит». И вообще, как сказали районные чиновники, «мы капремонтом не занимаемся, только запрашиваем информацию у фонда».

 

Председатель домкома нигде не смог добиться ответа на простые вопросы: кто формирует списки, на основании чьих данных? Как людям добиться скорейшего включения их дома в очередь на капремонт. К кому нужно обратиться?

 

– После безрезультатного общения с чиновниками Регионального фонда капремонта и районной администрации я в полном разочаровании от того, как работает эта система в нашем регионе, – говорит Александр Фурса. – Ведь если мне, председателю домкома, эти клерки не смогли внятно ничего объяснить, то можно себе представить, как они общаются с простыми людьми. Наверное, посылают их на... свой сайт, как и меня. Получается, деньги вот уже почти два года сдаем, а результата никакого не видим.

--

 

«Большинство людей не знают о существовании и работе фонда»

 

Стоит ли удивляться после этого, что Томская область в недавно обнародованном Общероссийским народным фронтом (ОНФ) рейтинге информационной открытости регионов заняла одно из последних мест. Руководитель Центра правового мониторинга Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Олег Гринь отметил, что «данный рейтинг свидетельствует в целом о невысоком уровне прозрачности в сфере ЖКХ в регионах». По его словам, такие регионы, как Томская область, получили отрицательные баллы, поскольку в наименьшей степени размещают информацию, требования которой прописаны действующим законодательством.

 

Отметим, что в рамках прошлогоднего мониторинга томские эксперты регионального отделения ОНФ также выявили низкую информированность жителей о работе фонда в регионе.

 

– Большинство людей не знают о существовании и работе фонда, – говорит исполнительный директор НП «Центр правого мониторинга, юридической техники и правозащитной работы «РИМ», член регионального штаба ОНФ Родион Газизов. – При этом они получают платежные квитанции, оплачивают их, но не связывают это с тем, что в регионе существует фонд, в который можно обратиться по поводу капремонта.

 

По результатам мониторинга эксперты томского ОНФ рекомендовали фонду капремонта больше проводить разъяснительной работы для граждан и информировать их о своей деятельности.

 

Обнадеживает, что после неоднократных замечаний общественников, жителей и СМИ на эту проблему обратил внимание и недавно назначенный на должность замгубернатора по строительству и инфраструктуре Евгений Паршуто. На совещании по проведению капремонта с участием руководителей подрядных организаций он особо подчеркнул, что сегодня капремонт – особенная задача, так как в основном ведется на средства населения.

 

– При этом выделен существенный объем средств. Таких сумм на капремонт в регионе никогда не было – более 800 млн рублей, – сказал вице-губернатор. – А уровень собираемости в Региональный фонд капремонта почти 83%. И это уровень доверия к власти. Поэтому мы с вами должны предпринять все меры, чтобы этот уровень доверия не упал.

 

По итогам совещания вице-губернатор поручил областному департаменту ЖКХ и Госжилнадзора усилить систему общественного контроля за капремонтом на объектах. По мнению экспертов томского ОНФ, вся система общественного контроля должна исходить из интереса собственников жилья как главного инвестора капремонта.

 

Что предлагают томские эксперты ОНФ?

 

Регулярно вносят свои предложения по совершенствованию системы капремонта в регионе эксперты региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни». Как сообщил член регионального штаба ОНФ, руководитель региональной рабочей группы «Качество повседневной жизни» Анатолий Долгов, работа экспертов весьма востребована, поскольку примерно 90 процентов всех обращений граждан, поступающих в региональное отделение Народного фронта, касается вопросов ЖКХ, в том числе капремонта.

 

Так, на одном из последних заседаний рабочей группы эксперты рассматривали обращение жителей многоквартирного дома по пр. Фрунзе, 224, где в 2012 году был очень некачественно сделан капремонт крыши.

 

– Миллионы бюджетных рублей благополучно освоены, крыша в доме протекает. Компания-подрядчик, выполнявшая ремонт, обанкрочена, спросить за безобразную работу не с кого. Жители недовольны. Власть ничем им помочь не может, – говорит член рабочей группы ОНФ, юрист в сфере ЖКХ Владимир Фурсин. – Очень важно не допустить того, чтобы и нынешняя программа капремонта завершилась, а проблемы жителей с текущими крышами и трубами так и не были решены, а подрядчика след простыл, и концов не найдешь.

 

Как считает замруководителя РОО «Томский союз собственников жилья» Дмитрий Шенбергер, нужно включать рыночные механизмы контроля за капремонтом и обязать страховать каждый отремонтированный дом. Если качество работ будет застраховано, это обезопасит жителей от некачественного ремонта, пустой траты денег и проведения повторных работ за счет их кошелька.

 

В свою очередь председатель регионального отделения общественной организации содействия реформированию ЖКХ «Все дома» Александр Самохин предлагает ввести лицензирование подрядных организаций, занимающихся капремонтом. Сейчас в рамках 94-го ФЗ многое достойные, квалифицированные компании просто не могут зайти на этот рынок.

 

Еще один значимый момент, на который обращают внимание общественники – просвещение домкомов, руководителей ТСЖ, ЖСК и ЖК.

 

– Очень важным этапом для каждого дома является приемка работ, – обращает внимание глава Томского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, руководитель лаборатории экономико-правовых исследований в сфере ЖКХ при ТГАСУ Чингис Цыренжапов. – Принимает их уполномоченное лицо из числа собственников. Нужно сделать так, чтобы не получилось, что представитель подрядчика подойдет к бабушке, та подписала акт приемки, а через год в этом доме потечет крыша. Чтобы такого не происходило, необходимо проводить семинары, консультации, курсы, рассчитанные на председателей домовых комитетов, на членов советов многоквартирных домов, на активных собственников. И тогда есть надежда, что капремонты будут выполнены качественно, в полном объеме, а деньги томичей будут израсходованы с пользой.

 

Но общественники тоже не могут в одиночку, на одном лишь энтузиазме делать такую масштабную и крайне важную работу. Здесь нужна поддержка государства. Поэтому эксперты ОНФ настаивают на выделении квоты в 5–10 процентов для общественных организаций, занимающихся гражданским контролем и просвещением граждан в вопросах ЖКХ, при проведении региональных и президентских конкурсов грантов НКО.

 

Кроме того, эксперты ОНФ предлагают субсидировать программу капремонту из бюджета, не перекладывать все на людей.

 

– Сейчас масштабы программы капремонта зависят от того, сколько средств собрали собственники жилья в конкретном муниципальном образовании. На эту сумму и будут выполняться ремонтные работы, – говорит депутат областной думы, председатель комитета по экономической политике, глава томской ТПП, сопредседатель томского регионального отделения ОНФ Аркадий Эскин. – Получается, что сегодня мы все бремя по капремонту жилья переложили исключительно на собственников. Однако многолетний недоремонт жилищного фонда невозможно ликвидировать только за счет взносов жильцов. Нужно искать другие источники финансирования, изменить пропорции финансирования программы капремонта за счет средств региона и муниципалитетов. 60 процентов от общей суммы должны составлять взносы населения, и по 20 процентов – средства областного и местного бюджетов.

 

Еще одна существенная проблема – специальные счета. На сегодняшний день Жилищный кодекс РФ не обязывает владельца спецсчета – регионального оператора – собирать и учитывать взносы на капремонт, печатать и доставлять квитанции, вести работу с должниками. Поэтому жильцы таких домов должны сами определять организацию для

начисления и сбора взносов и платит ей за это.

 

– Жители домов, выбравших спецсчет, высказывают недовольство тем, что обязаны платить за печать и доставку квитанций за капремонт по 3 процента от суммы, прописанных в платежках, – отмечает замруководителя рабочей группы «Качество повседневной жизни» Родион Газизов. – Хотя расходы за печать и доставку «жировок» для жителей тех домов, которые выбрали общий счет, оплачивает областной бюджет. А это несколько десятков миллионов рублей в год. Эти расходы региональному оператору мог бы компенсировать областной бюджет. Такая практика существует, например, в Саратовской области. Правда, она действует только в отношении тех домов, где владельцем спецсчета является региональный оператор.

 

Как считает директор УМП «Единый расчетный кассовый центр» г. Томска Олег Тернов, сложившаяся ситуация фактически стимулирует отказ жителей от спецсчетов и перехода в «общий котел», хотя правительство и Минстрой говорят об обратном.

 

– Все упирается в оплату услуг на печать, доставку квитанций и работу с должниками. Если этот вопрос будет решен, то тогда все больше собственников будут брать на себя ответственность и выбирать специальный счет для аккумулирования средств в фонд капремонта, – считает Олег Тернов.

 

Еще один вопрос – судьба общего имущества дома, которое демонтируется при проведении работ по капремонту. Как считает управляющий многоквартирными домами, председатель ТСЖ «Каштак-М» Федор Егорычев, данное имущество представляет собой ценность, например, в качестве металлолома. Однако в законодательстве не прописан механизм его реализации. Ни подрядчики, ни региональный фонд капремонта не отчитываются о дальнейшей судьбе имущества. Эксперты ОНФ предложили оценивать демонтируемое имущество и включать его в стоимость работ по капремонту. Либо дать возможность УК и ТСЖ продавать его, а вырученные средства направлять на капремонт дома.

 

На одно из близлежащих заседаний рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» планируется пригласить руководителей регионального оператора, департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора, представителей районных администраций, муниципалитетов, чтобы вместе с экспертами обсудить предложения по совершенствованию программы капремонта.

 

Наталья ЧИЖЕВСКАЯ

Источник новости: газета «Итоги ВТ» № 27 от 13.07.2016


Вернуться к списку...
  • Вопрос эксперту

    На нашем сайте вы можете задать вопрос эксперту

    Подробнее
  • Аналитика

    Что мешает переводу многоквартирных домов на индивидуальное отопление

    Подробнее
  • Рекомендации

    ОНФ разработал памятку о правилах безопасности для жителей домов с газовым оборудованием

    Подробнее