Аналитика
17.10.2012
Интервью прокурора Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ Ивана Кинзакова
В сентябре 2011 г. Президент России Дмитрий Медведев поручил Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке взять под особый контроль ситуацию в сфере ЖКХ. О том, как проходит данная работа, какие нарушения выявляются журналу «Прокурор» рассказал прокурор управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Иван Кинзаков.
Какие основные направления работы прокурора по обеспечению законности в сфере ЖКХ можно выделить в настоящее время и в чем их актуальность?
Сфера ЖКХ включает в себя многочисленные аспекты: вопросы подготовки и прохождения отопительного сезона, установления и применения тарифов, качества предоставляемых гражданам коммунальных услуг, целевого и эффективного использования бюджетных средств и ряд других. Из этих направлений видно, что данная сфера хозяйства, состоящая из множества экономических категорий, всецело и напрямую затрагивает интересы граждан. Все это говорит о том, что надзор за исполнением законов в сфере ЖКХ не может носить «сезонного» характера, это практически ежедневная работа каждого прокурора города (района).
Результаты работы прокуроров подтверждают остроту существующих проблем в сфере ЖКХ?
На протяжении последних лет прокурорами ежегодно выявляется около 130 тыс. нарушений законов в рассматриваемой области правоотношений. В текущем году, в результате принятых Генеральной прокуратурой России организационных мер, повышения эффективности межведомственного взаимодействия, по результатам прокурорских проверок только в первом полугодии 2011 г. уже было выявлено свыше 100 тыс. нарушений законов, в том числе около 3, 5 тыс. незаконных правовых актов.
Существуют ли какие-либо особенности в организации работы прокурора по рассматриваемому направлению?
Специальных правил организации надзора в сфере ЖКХ не существует, в данной работе следует руководствоваться давно уже выработанными формами организации надзора: постоянно анализировать состояние законности, по максимуму используя информацию органов контроля (надзора) и публикаций СМИ, рассматривать эти вопросы на заседаниях созданных в прокуратурах рабочих органов (совещаний, рабочих групп и др.), участвовать в проводимых органами власти мероприятиях по данным вопросам, инициировать заслушивание руководителей ресурсоснабжающих организаций, практиковать выезды на предприятия и др.
А как, например, эта работа организована в Генеральной прокуратуре РФ?
На постоянной основе работниками Генеральной прокуратуры России принимается участие в проводимых по линии Правительства РФ либо Минрегиона России совещаниях по вопросам ЖКХ. Именно на данных совещаниях, проводимых в формате видеоконференций с обратной связью регионов, вычленяются болевые вопросы, будь то нехватка топлива на котельных, долги населения и коммерческих структур перед энергосбытовыми компаниями, незаконное повышение тарифов. Исходя из полученной информации, даются поручения в прокуратуры конкретных регионов, контролируется устранение имевших место нарушений закона.
На что следует обращать внимание при проверке законности установления тарифов организаций ЖКХ?
Здесь несколько моментов. Во-первых, проверяется соблюдение процедуры формирования тарифов (обоснованность включения тех или иных расходов; наличие регистрации прав организации на имущество, его фактическое использование; отсутствие посреднических структур для увеличения стоимости и др.). Затем обращается внимание на соблюдение процедуры утверждения тарифов: составление заключений компетентными органами контроля; полнота проверки представленных организацией расчетов; опубликование тарифов и др. В последующем осуществляется надзор за применением тарифов (обоснованность выставляемых управляющими компаниями платежей, законность применения корректировок платы и др.).
Можете проиллюстрировать сказанное?
Например, в Оренбургской области по результатам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело в отношении главы одного из районов (в настоящее время он отстранен от должности) за незаконное содействие и покровительство коммерческой фирме, эксплуатировавшей в нарушение законодательства котельные и необоснованно рассчитывавшей тарифы на теплоснабжение, вследствие чего от потребителей незаконно получено более 7 млн. рублей.
Однако привлечение виновных должностных лиц к ответственности еще не есть восстановление прав граждан, какие меры следует принимать прокурорам в случае незаконного взимания платежей за услуги ЖКХ?
Для реального восстановления прав граждан прокурорам следует обязывать путем внесения представления или обращения в суд организации ЖКХ производить гражданам перерасчеты. Данные права уже очень широко используются многими прокурорами. Так, в результате вмешательства прокуратуры Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан собственникам квартир возвращено более 500 тыс. излишне собранных с них средств за жилищно-коммунальные услуги. По представлению прокуратуры Советского района Республики Бурятия филиалом организацией ЖКХ жильцам многоквартирного дома произведен перерасчет излишне взимавшейся платы за горячее водоснабжение в размере более 400 тыс. рублей за горячее водоснабжение.
Иван Иванович, в текущем году Президентом РФ Генеральной прокуратуре России поручено провести проверки использования финансовых результатов организациями ЖКХ. Как проходит данная работа?
Действительно, в соответствии с поручением Президента страны от 17.03.2011 Генеральной прокуратурой России совместно с правоохранительными и контролирующими органами проводятся масштабные проверки законности при использовании организациями коммунального комплекса финансовых ресурсов, направляемых на модернизацию и развитие данной сферы. Только за 7 месяцев выполнения данного поручения прокурорами проверено около 5 тыс. организаций, дана оценка законности использования свыше 40 млрд. рублей, 80 % из которых поступили за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.
И каковы предварительные результаты прокурорских проверок?
Выявлено более 14 тыс. нарушений законодательства. По результатам прокурорских проверок возбуждено около 500 уголовных дел, сумма ущерба по которым превышает 6 млрд. рублей. По результатам прокурорских проверок к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 1, 7 тыс. лиц. В суды направлено свыше 2, 3 тыс. заявлений на общую сумму около 1, 4 млрд. рублей, более половины из которых уже рассмотрены и удовлетворены. Прокурорами установлен контроль за исполнением решений судов.
Какие нарушения наиболее распространены при использовании финансовых ресурсов в рассматриваемой сфере?
Наиболее многочисленны факты хищения средств организаций ЖКХ, в том числе путем использования фирм-однодневок, составления фиктивных документов; невыполнения инвестиционных и производственных программ; необоснованного возложения на граждан дополнительных расходов по содержанию коммунальной инфраструктуры.
Выявлялись ли факты вывода денежных средств коммунальных организаций за рубеж?
Да, такие факты выявлялись. Например, по результатам проведенного в Генеральной прокуратуре РФ анализа материалов Росфинмониторинга организованы проверки по фактам совершения коммунальными организациями в различных регионах Центрального федерального округа сомнительных операций в виде заключения договоров займа с участием хозяйствующих субъектов, имеющих признаки фиктивности либо участвующих в схемах по обналичиванию денежных средств и их выводу за рубеж. Следствием данной работы явилось возбуждение 21.09.2011 уголовного дела по фактам перечисления энергосбытовой компании на территории Тульской области по договорам займа 5, 4 млрд. рублей на счета фирмы, зарегистрированной на территории Германии, в результате чего данному обществу причинен крупный ущерб на указанную сумму.
Какие еще используются схемы в целях хищения средств ЖКХ?
Как уже указывалось, распространены факты хищения средств с использованием фирм-однодневок, перечисления средств на счета аффилированных коммерческих структур. В Оренбургской области в суде рассматривается уголовное дело в отношении должностных лиц управления ЖКХ администрации г. Оренбурга, которые на протяжении нескольких лет заключали договоры по выполнению работ за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ без проведения конкурсных процедур и перечислили более 1 млрд. рублей подрядным организациям, учредителями и руководителями которых выступали их близкие родственники. В Удмуртской Республике работы по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории одного из районов по договорам с администрацией выполнялись организациями, учредителями и руководителями которых являлись дочери и зятья заместителя главы администрации. По инициативе прокуратуры района он уволен.
Причастны ли главы органов местной власти к хищениям средств в сфере ЖКХ?
Практически любое хищение средств в рассматриваемой сфере так или иначе свидетельствует о ненадлежащем выполнении своих обязанностей органами местного самоуправления, поскольку именно они ответственны за нормальное обслуживание жилищного фонда и обеспечение граждан коммунальными услугами. Но зачастую должностные лица идут на совершение умышленных противоправных деяний. Например, в Пермском крае заключен под стражу глава администрации одного из сельских поселений, который получил взятку за совершение в пользу управляющей компании действий по согласованию расчетов стоимости работ по капитальному ремонту жилых домов. В Забайкальском крае по фактам хищений средств в сфере ЖКХ возбуждены уголовные дела в отношении нескольких руководителей органов местного самоуправления.
В последнее время все большее недовольство населения вызывает работа различного рода управляющих компаний, в том числе ТСЖ. Учитывается ли это прокурорами при планировании своей работы?
В рамках выполнения уже упомянутого поручения Президента страны прокурорами проводятся комплексные проверки деятельности управляющих компаний. В ходе них дается принципиальная оценка фактам самоуправного и необоснованного увеличения тарифов, совершения хищений средств, невыполнения обязательства по перечислению полученных от граждан средств поставщикам коммунальных услуг.
Например?
В Иркутской области управляющей компанией полученные от граждан денежные средства незаконно расходовались на оплату услуг по исследованию внутреннего климата коллектива, изучению общественного мнения о заказчике и качестве услуг, поиску и привлечению клиентов. При этом свои непосредственные функции, в том числе по сбору денежных средств, взысканию задолженности, управляющей компанией были переданы за плату коллекторским агентствам, чем необоснованно были увеличены платежи граждан за обслуживание и содержание жилых домов. По результатам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело.
Другой пример: в Мурманской области в суд направлено уголовное дело по обвинению директора управляющей компании, обслуживающей 39 многоквартирных домов, который полученные от населения денежные средства в размере более 17 млн. рублей присвоил и потратил на собственные нужды.
Обращается ли прокурорами внимание на вопросы обеспечения прав граждан на переселение из ветхого и аварийного жилья?
Данный вопрос находится под постоянным контролем прокуроров, тем более, если производится расходование выделяемых из бюджетов различных уровней средств. Например, в Республике Адыгея на территории муниципального образования «Город Майкоп» утвержденная в 2007 г. муниципальная целевая программа по переселению граждан из ветхого и аварийного фонда не финансировалась, а затем была отменена. Прокуратурой г. Майкопа в суд направлено исковое заявление о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении на него обязанности по принятию подобной целевой программы. В Омской области расследуется уголовное дело по факту совершения главой администрации одного из сельских поселений мошеннических действий, выразившихся в незаконном оформлении на свою дочь права собственности на разрушенное жилое помещение, в результате чего она незаконно получила в собственность новое жилое помещение.
А есть ли реальная помощь от указанной работы прокуроров, ведь главное, что необходимо гражданину, это добиться постановки на очередь и получить жилое помещение?
Такие примеры многочисленны. В Магаданской области, несмотря на признание многоквартирных домов непригодными для проживания еще в 2007 г., они не были включены в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. По искам прокурора права граждан восстановлены, в настоящее время осуществляется предоставление жилых помещений. На основании решения суда, вынесенного по иску прокурора г. Шахты Ростовской области, администрацией указанного муниципалитета приняты меры по расселению неблагоустроенного 13-квартирного дома барачного типа, имевшего высокий уровень износа. Прокуратурой Усть-Абаканского района Республики Хакассия через суд муниципальное образование «Сапоговский сельсовет» обязано вне очереди предоставить по договору социального найма взамен ветхого и аварийного жилья благоустроенные жилые помещения 39 семьям.
Зачастую граждане не довольны качеством предоставляемых им жилых помещений. Как реагируют на это прокуроры?
Действительно, продолжают иметь место случаи приемки должностными лицами выполненных подрядчиками работ и ввода в эксплуатацию жилых домов, которые фактически непригодны для проживания. Так, в Республике Бурятия были построены 1-комнатные квартиры, где кухонные комнаты были объединены с жилыми, в ряде случаев не имели естественного освещения. В других регионах граждане переселялись в многоквартирные дома, не имеющие внутренней отделки, с неисправными системами электроснабжения, отопления, наружных сетей и канализации, лифтового оборудования. По всем указанным нарушениям приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования, в том числе по обязыванию подрядчиков привести жилые помещения в соответствии с установленными правилами и нормами.
Источник новости: Журнал «Прокурор», № 2/2011