Аналитика

05.12.2012

В регионах изыскивают средства на продолжение реформы жилищно-коммунального хозяйства

Не дожидаясь законодательных нововведений в коммунальной сфере, в регионах озаботились созданием системы капитального ремонта жилого фонда. Правда, подошли к этому по-разному. В этом вопросе разбирались корреспонденты "РГ".

Начиная с 2013 года, формат финансовой поддержки адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов (МКД) за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства изменится. Фонд продолжит свою деятельность до 2015 года, но ограничится вопросами переселения из аварийного жилья. А основное бремя расходов на обновление жилфонда ляжет на собственников жилья, для которых введут регулярный обязательный "капплатеж", и на местные фонды, которые будут аккумулировать средства на реновацию из разных источников. Соответствующий законопроект рассмотрен в Госдуме в первом чтении и, скорее всего, окончательно будет принят до конца года.

В очередь на "перелицовку"

Проблема капремонта многоквартирных домов в Мурманской области крайне серьезна. За четыре минувших года реконструкция произведена в 537 домах, заменено 285 лифтов. Капля в море, если учесть, что в срочном обновлении сегодня нуждаются 5254 здания. Только для поддержания жилфонда в более или менее приемлемом состоянии нужно каждый год ремонтировать минимум 373 дома, или четыре процента от общего количества МКД. По подсчетам министерства энергетики и ЖКХ региона, на такой ремонт каждый год будет уходить ориентировочно 1,8 миллиарда рублей.

Найти такую огромную сумму, естественно, негде. Бюджет целевой программы по капремонту жилья на 2013-2015 годы, принятой недавно мурманским правительством, составляет всего 375 миллионов рублей. В документе регламентируется порядок включения домов в эту программу и содержится методика расчета размера финансовых расходов из средств бюджетов всех уровней.

Как отметили в пресс-службе мурманской администрации, до конца февраля 2013 года на основании заявок муниципалитетов, после проведения отбора, будет сформирован адресный перечень домов, подлежащих капитальному ремонту в 2013 году. В областном минэнерго надеются, что благодаря программе к 2015 году доля отремонтированных домов достигнет 12,8 процента от общего количества домов-"очередников". Отмечая безусловную важность этой программы, эксперты относятся скептически к сегодняшнему порядку проведения капремонта. Они считают, что понятие "капитальный ремонт" в сегодняшнем понимании областных властей выглядит весьма расплывчато. И сам по себе факт проведения реновации дома мало о чем говорит: такие работы могут не принести практически никакого эффекта, независимо от поглощенной подрядчиком суммы денег.

В отличие от Мурманской области, в Новгородской решили сосредоточить силы и средства на решении локальных задач. В текущем году здесь приняли две долгосрочные программы - по капремонту крыш и стен панельных домов. По одной из них за 2013-2015 годы планируется "перелицевать" кровли в 740 многоквартирных домах области, по другой - заделать швы в 240 панельных. На означенные цели из областного бюджета соответственно направят 116,8 и 111,2 миллиона рублей. Муниципалитеты возьмут на себя 47 процентов расходов участников программ, а собственники жилья, ТСЖ, кооперативы - пять процентов. И этот путь, как представляется специалистам ЖКХ, может быть более продуктивным.

Сделай себе красиво

В Вологодской области в прошлом году разработали и приняли стратегию реформирования жилкоммунхоза до 2020 года. В департаменте строительства и ЖКХ региона, проанализировав состояние дел в проблемной сфере, сделали вывод: федеральных денег, которые поступают на реализацию необходимых мероприятий, недостаточно. Так, на капремонт МКД области требовался 21 миллиард рублей, на переселение "аварийщиков" - более 40 миллиардов. На обе эти программы государственная корпорация за четыре года направила три миллиарда рублей. Еще один миллиард регион изыскал за счет областных и муниципальных средств и пятипроцентной доли жильцов. В итоге в капремонт было вложено 2,6 миллиарда рублей, в переселение граждан из ветхого жилья - 1,4 миллиарда.

Вологодские власти решили заново выстроить систему финансирования реконструкции МКД. Поэтапно сокращать субсидии со стороны бюджетов всех уровней, увеличить денежный вклад собственников квартир в ремонт и содержание общего имущества, привлекать частные инвестиции в коммунальный сектор. Первым делом, согласно стратегии, намечено разработать нормативную базу для адресных программ и сформировать региональный (накопительный) фонд. На втором этапе - создать единую автоматизированную информационную систему (АИС), которая позволит отслеживать реальное техническое состояние домов. Сбор данных инвентаризации жилфонда Вологодчины, по словам заместителя начальника регионального департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Виктора Кудряшова, уже ведется. На третьем этапе предстоит отработать и запустить механизм финансирования реновации жилфонда и модернизации коммунальной инфраструктуры через банковские структуры.

Но даже капитально восстановленный дом надолго красивым не останется без постоянной поддержки его "в форме". И заниматься этим должны владельцы жилья, не рассчитывая на государство. В Вологодской области, как отмечают чиновники, появляются так называемые советы домов. В Череповце их насчитывается уже свыше сотни. Домкомы активно взаимодействуют с управляющими компаниями по вопросам общего обустройства, энергосбережения. Эти самодеятельные образования, как и товарищества собственников жилья, - залог порядка в многонаселенном доме.

Мелкий капремонт

В Калининградской области подошли к решению проблемы глобально: утвердили целевую программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов" на 2013-2015 годы. Объем финансирования определен в 6,4 миллиарда рублей, из них 1,8 миллиарда - областные деньги. Остальные средства предстоит собрать муниципалитетам и собственникам жилья. За три года планируется реконструировать более 780 домов из 4008 объектов, подлежащих фронтальному обновлению. В расчете на дом, который попадет в число "счастливчиков", получается где-то по 8,3 миллиона рублей. Этих средств явно не хватит на полную "капиталку". В лучшем случае удастся сделать что-то одно: заменить лифты или систему тепло- и водоснабжения, заделать межпанельные швы, починить крышу и так далее.

Поэтому критерии отбора участников программы довольно жесткие: долги владельцев квартир за коммуналку не должны превышать семи процентов, на кадастровый учет в 2013 году должны быть поставлены не менее 20 процентов земельных участков под МКД, в 2014-м - не менее четверти, а в 2015-м - не менее 30 процентов. Приоритет будут иметь здания, земля под которыми уже размежевана и стоит на учете.

Как пояснил глава регионального министерства ЖКХ и ТЭК Максим Федосеев, объем областного софинансирования устанавливается в зависимости от бюджетной обеспеченности муниципалитетов. Глава ассоциации муниципальных образований области Сергей Лютаревич поспешил заверить, что благодаря "каппроекту" удастся отремонтировать минимум 50 процентов жилого фонда Янтарного края.

Однако Общественный совет по вопросам ЖКХ при губернаторе отнесся к подобным заявлениям скептически. По признанию экспертов, входящих в совет, "капремонтная" программа таковой по сути не является и вряд ли обеспечит безопасное и комфортное проживание жителям эксклава, не говоря уже о формировании действенного механизма управления жилфондом, внедрении ресурсосберегающих технологий. Запустить механизм содержания и грамотной эксплуатации жилых зданий, который принесет мультипликационный эффект от вложения бюджетных средств, возможно только в рамках государственно-частного партнерства. Властям нужно открыто сказать жителям: бюджет вам может дать на ремонт только пять процентов, а 95 процентов - это ваши деньги. Это трудно, но мы готовы обсуждать и включать систему компенсационных выплат.

Мнения

Валерий Борисов, руководитель СРО управляющих компаний жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области:

- Те 1,8 миллиарда рублей, которые заложены в бюджете Калининградской области на капремонт домов, не решат существующие проблемы, я не говорю уже о 375 миллионах, которые собираются потратить на аналогичную программу в Мурманской области. Мне кажется, власти упускают очень важные вещи, не отражая роль основных участников программы - собственников жилья, не прописывая функции управляющих компаний, которым собственники жилья делегируют право заказчика ремонтных работ. Контролером их выполнения могут выступать СРО, а координаторами всего процесса - органы местного самоуправления, на которых лежит бремя софинансирования.

Но даже не это главное. Начинать следует с создания единой системы технического состояния многоквартирных домов - инженерных сетей и оборудования. С чего, кстати, начали вологодцы. Каждый дом должен иметь паспорт техсостояния (не путать с техпаспортом, который нужен только БТИ) и инструкцию по эксплуатации внутридомовых систем, чтобы ремонтники не действовали методом тыка.

Должен работать принцип: хочешь получить бюджетные деньги, сначала вложи свои. Мне запомнилось выступление французского специалиста на одной из международных конференций. "У нас нет программы по энергосбережению, - сказал он, - но есть правило: всем, кто проводит мероприятия по снижению потребления воды, тепла или света, компенсируется 25 процентов затрат. Заменил котел и окна, утеплил фасад, в результате сократил потребление ресурсов на 52 процента - неси документы в муниципалитет, и тебе возместят расходы". Нам нужны программы и проекты по стимулированию вложения гражданами собственных средств в реновацию своего дома.

Юрий Дунин, член Общественной палаты Мурманской области, председатель экспертного совета и регионального координатора общероссийской системы общественного контроля в сфере ЖКХ:

- В капитальном ремонте всегда должен быть определен приоритет. Иначе нет никакого смысла декларировать итоговую сумму, выделенную на эти цели. Более того, приоритет должен быть экономически обоснован. Например, сегодня основным приоритетом можно считать утепление домов и реконструкцию систем отопления. Но каждый муниципалитет и каждый дом в этом отношении имеют свою специфику, стричь под одну гребенку здесь нельзя. Прежде чем что-то делать, необходимо провести подробное обследование дома. Только его результаты покажут, что именно и в какой последовательности нужно ремонтировать в каждом конкретном случае. Это, кстати, прописано и в очень хорошей методике, разработанной специалистами Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. У нас пока все наоборот. Обследование либо не делается вовсе, либо делается чисто формально, для галочки. А потом жильцы жалуются, что в капитально отремонтированном доме по-прежнему холодно и протекает новая крыша.

Источник новости: Российская газета


Вернуться к списку...
  • Вопрос эксперту

    На нашем сайте вы можете задать вопрос эксперту

    Подробнее
  • Аналитика

    Что мешает переводу многоквартирных домов на индивидуальное отопление

    Подробнее
  • Рекомендации

    ОНФ разработал памятку о правилах безопасности для жителей домов с газовым оборудованием

    Подробнее