Аналитика

12.12.2013

Новые изменения правил предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах

Все мы помним, как не так давно, а именно с 1 сентября 2012 года были существенно изменены Правила предоставления коммунальных услуг, одним из таких ключевых изменений стало то, что плата за коммунальные услуги, потребляемые на нужды ОДН, стал распределяться пропорционально площади жилых и нежилых помещений, а не пропорционального потреблению по индивидуальным приборам учета коммунальных услуг и нормативам потребления этих услуг.

Прошло не так много времени с тех пор, как Правила предоставления коммунальных услуг и Правила определения нормативов потребления коммунальных услуг вновь изменяются.

Так, Правительства РФ было приято Постановление от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг"

Данное Постановление Правительства РФ уже вступило в силу. Среди ключевых изменений стало то, что введены новые правила расчета платы за отопление, установлены повышенные коэффициенты оплаты коммунальных ресурсов при отсутствии приборов их учета. Кроме того, наделены дополнительными полномочиями управляющие компании, жилищные (иные специализированные) кооперативы, товарищества собственников жилья (ТСЖ) и ресурсоснабжающие организации (далее - исполнители). Они смогут проверять приборы учета (не чаще чем раз в полгода) и выявлять число реально проживающих в помещении граждан.

Изменения будут вступать в силу поэтапно. Так, уже начали действовать новые правила определения нормативов потребления коммунальных услуг. С 1 июня 2013 г. изменятся правила расчета платы за отопление, а также вступят в силу нормы о полномочиях исполнителя на выявление количества реально проживающих жильцов.

И наконец, с 1 января 2015 г. начнут действовать правила о применении повышающих коэффициентов при расчете платы за коммунальные услуги, если у потребителей отсутствуют приборы учета.

Рассмотрим данные изменения более детально.

Согласно нормам Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344  исполнители (ТСЖ, ЖСК, ЖК, УК) имеют право выявлять действительное количество граждан, проживающих, в том числе временно, в жилом помещении.

Впрочем, такие проверки будут возможны, только если жилое помещение не оборудовано приборами учета холодной, горячей воды, газа и электроэнергии. Именно в этом случае число проживающих влияет на размер платы за коммунальные услуги: он рассчитывается исходя из нормативов потребления и количества зарегистрированных потребителей.

На практике нередко возникают ситуации, когда в жилом помещении проживает больше человек, чем зарегистрировано. По действующим правилам собственник жилья или постоянно проживающий в нем потребитель обязан уведомить исполнителя о временных жильцах в срок не более пяти рабочих дней с момента их прибытия, однако никаких негативных последствий для собственника (постоянно проживающего потребителя) за неисполнение данной обязанности не предусмотрено.

С 1 июня 2013 г. исполнители при наличии сведений о незарегистрированных жильцах смогут составлять акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. По общему правилу он должен быть подписан исполнителем и потребителем, но если последний откажется сделать это, вместо него документ вправе подписать другие потребители (не менее двух человек) и председатель совета многоквартирного дома (председатель ТСЖ или жилищного кооператива, если управление домом осуществляют соответствующие организации).

Само по себе составление такого акта не станет основанием для исчисления платы исходя из реального количества проживающих потребителей. Как указано в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2013 N 344, исполнитель в течение трех дней с момента составления акта направляет его в органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ФМС России), и (или) в полицию. Основанием для определения нового количества потребителей будет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.15 КоАП РФ. Его составление возложено на должностных лиц полиции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

В соответствии с правилами производства по делам об административных правонарушениях составление упомянутого протокола еще не означает привлечения к ответственности. Вина лица должна быть подтверждена постановлением по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 КоАП РФ), которое выносится по результатам рассмотрения дела участковым (старшим участковым) уполномоченным полиции (п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ) или должностными лицами ФМС России (ч. 2 ст. 23.67 КоАП РФ).

Отметим, что в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в редакции Постановления не упоминается о привлечении незарегистрированных жильцов к ответственности. Также не раскрывается вопрос о том, как следует рассчитывать размер оплаты коммунальных услуг, если по итогам административного разбирательства лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении, признаны невиновными в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.15 КоАП РФ.

В предыдущей редакции Правил предоставления коммунальных услуг было установлено, что потребитель обязан самостоятельно снимать показания приборов учета с 22 по 25 число каждого месяца, а затем до 26 числа текущего месяца предоставлять их исполнителю (подп. "в" п. 34 Правил). Верховный Суд РФ признал данную норму недействующей в части обязания потребителя при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26 числа текущего месяца (Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2013 N АПЛ13-82).

В связи с чем, обязанность потребителей передавать показания своих приборов учета потребления коммунальных услуг полностью отменена, теперь это право, ап не обязанность потребителей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 вопросы сроков снятия показаний и предоставления исполнителю актуальных показаний приборов учета с 1 июня 2013 г. будут либо регулироваться договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, либо устанавливаться общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Отметим, что требование включать данные сведения в указанный договор также вводится Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 и вступает в силу с 1 июня 2013 г. Следовательно, в ранее заключенные договоры необходимо будет внести соответствующие изменения по правилам, установленным самим договором (подп. "р" п. 19 Правил), или по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 потребитель обязан допускать внутрь жилого помещения представителей исполнителя, осуществляющих контроль состояния приборов учета и проверку соответствия их показаний сведениям, предоставленным исполнителю. Проводить такую процедуру можно не чаще одного раза в шесть месяцев.

Схожие нормы содержались в Правилах и до утверждения Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344, однако в предыдущей редакции Правил не были установлены последствия отказа потребителя от допуска представителей исполнителя в жилое помещение.

Теперь если проверяющие как минимум дважды не будут допущены в помещение, исполнитель получит право рассчитывать плату за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления с применением повышающих коэффициентов. Но реализовать это право он сможет только при наличии составленного им акта об отказе потребителя в допуске к прибору учета.

Данное правило вступит в силу с 1 января 2015 г.

Вводятся меры экономического стимулирования потребителей коммунальных услуг на установку приборов учета коммунальных ресурсов, если существует техническая возможность такой установки. С 1 января 2015 г. будет раз в полгода увеличиваться плата за пользование коммунальными услугами при отсутствии приборов их учета. Осуществлять это планируется путем применения повышающих коэффициентов при расчете нормативов потребления. С 2017 г. начнет действовать коэффициент 1.6, дальнейшее изменение его значения не предусмотрено. Соответствующие поправки внесены в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306).

Так, нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному (горячему) водоснабжению и по электроснабжению будут определяться с учетом повышающего коэффициента, составляющего:

с 1 января по 30 июня 2015 года - 1,1;

с 1 июля по 31 декабря 2015 года - 1,2;

с 1 января по 30 июня 2016 года - 1,4;

с 1 июля по 31 декабря 2016 года - 1,5;

с 2017 года - 1,6.

При этом к обязанности исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, отнесено направление средств, полученных в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта соответствующего обследования помещения и порядок ее заполнения утверждены Минрегионом России.

В настоящее время плата за коммунальные услуги рассчитывается отдельно для принадлежащих собственникам помещений (жилых и нежилых) и для общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (коммунальные услуги на общедомовые нужды).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 теперь в отношении коммунальной услуги по отоплению подобное разделение проводить не нужно. Плата за указанную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, будет включена в состав общей платы за отопление, для расчета которой вводятся новые формулы.

Более того, полностью отмена плата за водоотведение (канализацию) на ОДН, что безусловно представляется справедливым, т.к. в помещениях общего пользования не имеется унитазов, ванн и раковин, где бы сливались в канализацию стоки. 

Ну и пожалуй самое ключевое изменение Правил предоставления коммунальных услуг касается того, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объема, рассчитанного исходя из нормативов потребления на эти нужды. То есть, допустим, разберем данную норму на примере потребления электроэнергии на общедомовые нужды. Так, к примеру, показания общедомового прибора учета электрической энергии зафиксировало количество электроэнергии, потребленной на ОДН в размере 100 квт.ч., а норматив потребления данной услуги на ОДН (применяемый при отсутствии общедомового прибора учета) составляет 80 квт.ч., следовательно, исходя из данных изменений, собственникам помещений в качестве платы за электроэнергию на ОДН будет распределено к оплате пропорционально занимаемым ими площадям 80 квт.ч., а оставшаяся разница (20 квт.ч.) исполнитель коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК) обязаны оплатить за свой собственный счет. Логика Правительства РФ понятна, если управляющая домом организация (в т.ч. ТСЖ, ЖСК и ЖК) плохо сработали, и не предотвратили сверхнормативное потребление коммунальной услуги на ОДН, то пусть они и отвечают за это. Однако вопрос таков, а где ТСЖ, ЖСК, и ЖК взять эти собственные денежные средства, т.к. у них в распоряжении только денежные средства собственников, а вот у УК такие собственные средства имеются, например, отчисления на их вознаграждение. Данные правила касаются ОДН по всем видам коммунальных услуг. Однако, по решению общего собрания собственников превышение объема, установленного исходя из показаний общедомового счетчика, над объемом, рассчитанным по нормативу, может распределяться пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Но если все же такое решение не принято, то исполнитель оплачивает разницу за собственный счет. Изложенный порядок расчета не распространяется на случаи, когда исполнителем является ресурсоснабжающая организация.

Следует отметить, что в целом Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 направлено на более справедливое и обоснованное упорядочивание отношений, возникающих по поводу предоставления коммунальных услуг, но есть и нюансы, которые очевидно устроят не всех участников этих правоотношений. 

Источник новости: Эксперт лаборатории экономико-правовых исследований в сфере ЖКХ ТГАСУ Шенбергер Дмитрий Сергеевич


Вернуться к списку...
  • Вопрос эксперту

    На нашем сайте вы можете задать вопрос эксперту

    Подробнее
  • Аналитика

    Что мешает переводу многоквартирных домов на индивидуальное отопление

    Подробнее
  • Рекомендации

    ОНФ разработал памятку о правилах безопасности для жителей домов с газовым оборудованием

    Подробнее