Новости

25.08.2016

ОНФ предлагает муниципальным образованиям усилить контроль за озеленением придомовых территорий


В ОНФ поступили жалобы от граждан из Самарской, Волгоградской, Ульяновской областей, Республики Дагестан и других регионов на то, что во дворах их домов либо не следят за озеленением, либо газоны и клумбы вовсе отсутствуют. По словам экспертов, действующее законодательство регламентирует благоустройство придомовых территорий, однако на практике предписанные правила и нормы соблюдаются далеко не всегда. В ОНФ считают, что управляющим компаниям (УК) и товариществам собственников жилья (ТСЖ) следует более тщательно ухаживать за зелеными насаждениями, в том числе, своевременно производить вырубку деревьев и кустарников. Эксперты также предлагают усилить контроль за состоянием зеленых насаждений со стороны муниципальных образований.


В настоящее время застройщик обязан благоустроить территорию перед домом, в том числе провести озеленение в рамках установленных норм с учетом типа грунта, диаметра растений, глубины посадки и других характеристик. Наличие зеленых насаждений, их количество и виды прописываются еще на этапе проектирования дома, а приемку зеленых насаждений осуществляет комиссия, создаваемая органом муниципальной власти.


После сдачи объекта в эксплуатацию, обязательство по озеленению территории передается УК или ТСЖ. Они должны обеспечивать сохранность зеленых насаждений на придомовой территории и надлежащий уход за ними. Если территория возле дома принадлежит муниципалитету, то ответственность за состояние зеленых насаждений должны нести местные власти. Контроль за их состоянием должен обеспечивать соответствующий отдел по надзору в сфере благоустройства при местной администрации. На придомовой территории разрешается разбивать клумбы, организовывать палисадники, при этом, самостоятельно высаживать или вырубать деревья запрещено без согласования с местными властями, так как они находятся под контролем администрации муниципального образования.


Согласно нормативам, площадь озелененной территории должна составлять не менее 25% площади квартала. Однако зачастую данное правило не соблюдается и деревьев, клумб и газонов оказывается гораздо меньше, чем нужно. Имеются также случаи полного отсутствия зеленых насаждений во дворах. Эксперты ОНФ отмечают, что практически во всех российских регионах есть городские районы, где не выполняются требования по озеленению придомовой территории.


При озеленении придомовых территорий необходимо также учитывать санитарные нормы, которые регламентируют расстояние от стен жилых домов до стволов деревьев, высоту кустарников, ширину озеленения придомовых полос и другое. Например, расстояние от стен жилых домов до стволов деревьев должно составлять не менее 5 м, а высота кустарников не превышать нижнего края окна помещений первого этажа.


Нормативы обеспеченности территорий зелеными насаждениями также могут утверждаться региональными нормативно-правовыми актами. Так, в Санкт-Петербурге минимальная площадь обеспеченности населения зелеными насаждениями, включая территории общего пользования, должна составлять от 6 до 18 кв м на человека в зависимости от района. Однако, как рассказывают сами жители, указанные нормативы не выполнены во многих районах города.


На практике многие нормы и правила по благоустройству придомовых территорий не соблюдаются, либо соблюдается не в полной мере. В этой связи, как считают в ОНФ, необходимо ужесточить контроль за озеленением территории. ОНФ рекомендует органам муниципальной власти регулярно проводить мониторинг состояния внутри дворовых зеленых насаждений, при необходимости предусмотрев их последующую реконструкцию. Также ОНФ призывает управляющие компании и ТСЖ к своевременно и должным образом ухаживать за зелеными насаждениями.


«Озеленение не только помогает благоустроить придомовую территорию, но и является одним из способов улучшения экологической обстановки района. На управляющие компании и ТСЖ возложена обязанность по обеспечению сохранности зеленых насаждений и надлежащего ухода за ними, однако эта обязанность далеко не всегда исполняется должным образом. Проблема заключается в отсутствии должного контроля за соблюдением действующих нормативных актов. В то же время, многим органам местного самоуправления необходимо пересмотреть свою нормативную базу и дополнить ее новыми положениями об озеленении придомовой территории. Так, например, в Правилах охраны, защиты и воспроизводства лесов и содержания зеленых насаждений Уфы отсутствует регламентация вопросов озеленения придомовой территории, при том, что на территории города расположено очень много лесов, скверов, парков по сравнению с другими городами и населенными пунктами нашего региона», - отметила сопредседатель регионального штаба ОНФ в Башкортостане, адвокат октябрьского спецфилиала Башкирской республиканской коллегии адвокатов Надежда Крылова.


Эксперты отмечают, что муниципальная администрация может оказывать содействие в озеленении придомового участка. В ряде городов (например, в Москве, Санкт-Петербурге) жители могут подать заявки в администрацию на посадку деревьев, кустарников и цветников во дворе за счет бюджетных средств. В некоторых городах общественники упростили процесс подачи заявок посредством создания интернет-порталов, направленных на решение проблем граждан. Например, в Санкт-Петербурге функционирует сайт «Красивый Петербург», где жители могут отправить обращение к администрации города, в том числе, с просьбой организации газона, высадки деревьев и цветов.


«2017 год объявлен президентом России, лидером Общероссийского народного фронта Владимиром Путиным годом экологии, и наша общая задача – сделать так, чтобы каждый двор стал зеленым и комфортным для жителей многоквартирных домов», - заключила Надежда Крылова.


Источник: ОНФ России


  • Вопрос эксперту

    На нашем сайте вы можете задать вопрос эксперту

    Подробнее
  • Аналитика

    Что мешает переводу многоквартирных домов на индивидуальное отопление

    Подробнее
  • Рекомендации

    ОНФ разработал памятку о правилах безопасности для жителей домов с газовым оборудованием

    Подробнее