Новости
02.03.2017
Переплач
Управляющие компании (УК) в Москве по итогам прошлого года вернули москвичам 62 млн руб., переплаченных за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). И это лишь те деньги, которые были возвращены после вмешательства Мосжилинспекции. Москвичи же наверняка заплатили лишнего куда больше. Как распознать, что цифры в вашей платежке посчитаны неверно - в материале "РГ".
Жалуйтесь, и вас услышат
Всего в прошлом году в Мосжилинспекцию поступило 14 тыс. обращений от москвичей по оплате коммуналки. Вопросы чаще всего возникают при расчетах за водоснабжение и отопление (29,7% и 19,6%), а также ЖКУ в целом и несогласии с размером задолженности (23,1%). После проверки подтвердилось меньше 10% жалоб - в остальных случаях коммунальщики посчитали все верно и тревоги горожан оказались беспочвенны.
Тем не менее 62 млн рублей москвичам вернули. Как рассказала "РГ" пресс-секретарь Мосжилинспекции Виолетта Нежевенко, львиная доля нарушений пришлась на управляющие компании и жилищные объединения, которые не сотрудничали с многофункциональными центрами и рассчитывали плату за ЖКУ самостоятельно.
- Чаще всего завышаются объемы потребленной воды и тепла, - говорит Нежевенко. - К примеру, когда фактический расход тепловой энергии оказывается меньше начисленных сумм, то должна производиться корректировка в сторону уменьшения платежа, но это делается не всегда. Кроме того, на жителей распределяют объемы теплопотерь - их включают в плату за отопление, что запрещено. А еще иногда применяются завышенные ставки за содержание и ремонт общедомового имущества.
Три рубля с "квадрата"
Истории о начислении заоблачных сумм за коммуналку, которые на поверку оказываются взятыми непонятно откуда, происходят регулярно. Уже в этом году горожанам вернули несколько миллионов рублей. Один из самых свежих случаев произошел в элитной новостройке современного жилого комплекса на улице Маршала Катукова в Строгино. Частная управляющая компания собирала с жильцов этого дома за содержание и ремонт по 40,98 руб. за 1 кв. м.
"Такой тариф якобы установили владельцы квартир на общем собрании. Однако жители доказали, что на том собрании собственников было недостаточно, а значит, кворума для принятия решения не было. А если тариф не установлен собранием, то его определяет город - в Москве он сейчас 26,53 руб. за "квадрат", - объясняет Нежевенко.
После подсчетов стало ясно, что с жителей за полтора года незаконно собрали около 3,5 млн руб. Однако обратно эти деньги вернулись далеко не сразу. Сначала суд признал недействительным решение общего собрания, на которое опиралась управляющая компания, и Мосжилинспекция обязала управдома вернуть переплату. УК отказалась и обратилась в Арбитражный суд, настаивая на том, что городской тариф слишком мал для содержания высотной новостройки. Суд с этим не согласился и признал требование о перерасчете законным. Кроме того, за неисполнение предписания УК и ее руководителя оштрафовали на 200 и 50 тыс. руб. соответственно.
А жителям трех многоэтажек в районе Люблино недавно вернули 113 тыс. руб. Люди и сами не знали, что переплатили их еще в 2014 году, - неразбериху в цифрах обнаружило Главное контрольное управление столицы. Оказалось, что управляющая компания собрала с жильцов денег на эти самые 113 тыс. больше, чем заплатила поставщику тепла за реально поданную энергию.
От 9 до 16 тыс. руб. вернули себе жильцы дома N 12 на 2-й Новоостанкинской улице. Там управдом еще с 2011 года собирал плату за некие услуги информационно-расчетного центра по 3 руб. с "квадрата". Собственнику обыкновенной "трешки" такая вольность в квитанции обходилась в 350 руб. в месяц. Деньги предназначались на оплату услуг по расчету платежей, и решение о включении такой графы в платежки даже принималось на общем собрании, но только на год. Потом его не продлевали, а значит, деньги брали с жителей незаконно. УК пыталась оспорить такую трактовку, однако суды на ее сторону не встали.
Доверяй, но проверяй
Подобных историй каждый год в столице происходит сотни - есть даже случаи, когда жильцам начисляют мнимые долги и требуют их выплаты. С двумя такими ситуациями недавно разбирались жилищные инспекторы - надуманные долги в итоге списали, однако сколько времени и сил пришлось потратить людям, трудно посчитать.
Убедиться, что лично вы не платите за воздух или надуманные услуги, достаточно просто. Для начала сравните цифры в платежке с официальными тарифами. Раньше тарифы приходилось искать на сайтах ресурсоснабжающих организаций, однако в ноябре прошлого года в Москве заработал электронный калькулятор коммунальных платежей. Он расположен на сайте департамента экономической политики и развития depr.mos.ru.
На главной странице сайта достаточно кликнуть на раздел калькулятора и дальше следовать инструкциям - вбиваете адрес своей квартиры, заполняете графы "отопление", "холодная вода", "содержание и ремонт помещений" и т.д. В конце система предложит самостоятельно ввести размер платы за прочие услуги - телеантенну, домофон, радиоточку и прочее. Получившаяся в конце сумма и будет результатом расчетов. В большинстве случаев она окажется очень близкой к той, что вы видите в платежке. Но если это не так, то стоит разобраться, почему показания калькулятора расходятся с реальностью.
- Если вы обнаружили значительное завышение обычного платежа в пришедшей квитанции или не согласны с начислениями по другой причине, то сначала лучше обратиться за разъяснениями в управляющую компанию, - советуют в Мосжилинспекции. - Если там объяснять не хотят или ответ вас не устраивает, напишите жалобу нам и отправьте по почте или через сайт mgi.mos.ru.
В разделе коммунального калькулятора собраны также информационные справки об оплате ЖКУ. В них, например, перечислены полезные советы о том, как в домашних условиях более эффективно расходовать коммунальные ресурсы и тем самым экономить на их оплате.
Кстати
Пересчитать коммунальные платежи можно, не только когда в них закралась ошибка, но и если вас просто не было дома больше пяти дней. Правда, этот вариант подойдет тем, кто еще не установил счетчики, ведь они ваше отсутствие зафиксируют сами. Заявить о необходимости перерасчета можно как перед отъездом, так и после возвращения. В последнем случае с заявлением нужно обратиться в течение месяца. К нему необходимо приложить документы, подтверждающие отсутствие, - билеты, командировочное удостоверение, справку от председателя дачного кооператива и т.д. Обращаться нужно в центр госуслуг "Мои документы" своего района или в инженерную службу (ГКУ "ИС").
Источник информации: Российская газета