Новости
19.05.2017
Выделенные на «мусорную» реформу деньги ушли на описание крымской природы
«Мусорная» реформа обсуждалась вчера в Госдуме на парламентских слушаниях Комитета по экологии.
Закон о переходе на новую систему сбора и утилизации отходов принят в 2014 году, но в действие до сих пор не вступил, поскольку регионы не провели необходимую подготовительную работу. В ходе слушаний законодатели выясняли, что мешает ее завершить и какие поправки нужно внести в закон, чтобы он наконец заработал.
Открылись слушания выступлением президента Путина в видеозаписи. Он рассказал о собственном опыте борьбы с незаконными свалками — как по его личной команде вокруг них выстраивались силы внутренних войск и только тогда несознательные граждане прекращали туда тащить мусор.
Для тех, кто не обладает такими возможностями, как президент, в 2014 году принят закон «Об отходах производства и потребления». Он упорядочивает сбор, переработку и захоронение мусора без применения силовых структур.
Для того чтобы закон заработал, каждый регион должен разработать территориальную схему обращения с отходами (ТСО) и выбрать единственного регионального оператора — компанию, которая будет отвечать за вывоз, переработку, утилизацию мусора и устанавливать на свои услуги тарифы.
Планировалось, что все это будет сделано к 1 января 2017 года. Но не получилось. В конце прошлого года намеченная дата запуска «мусорной» реформы была отложена до 1 января 2019 года.
На сегодняшний день территориальные схемы обращения с отходами разработаны и утверждены в 81 субъекте Федерации. Но у них, как выяснилось в ходе слушаний, множество недостатков.
Причины этого доходчиво разъяснил Алексей Агибалов, зампредседателя Торгово-промышленной палаты по экологии. Ему было поручено проверить несколько ТСО — в том числе ТСО Крыма. Она состоит из восьми томов, в каждом подробно описываются кусты, ветра, виноградники и вся крымская природа, но схемы сбора и утилизации мусора там нет. «Когда я прочел все восемь томов, руководство Крыма заявило, что они схему еще не разрабатывали», — сказал Агибалов.
На разработку ТСО для 81-го региона потрачено 585 млн руб. По словам Агибалова, профильные учреждения к разработке не привлекались. Занимались ею никому не известные фирмы без лицензий на соответствующую деятельность. Многие из них уже ликвидированы. Так что спрашивать не с кого.
Понятно, это небольшая проблема. До 2019 года можно заказать разработку ТСО еще пару раз.
Серьезные проблемы другие, они тоже прозвучали в ходе слушаний.
Нет, например, ясности с контейнерными площадками. Кто за них будет отвечать — коммунальщики или региональный оператор? И что делать с сельской местностью? Там мусор закапывают в огороде. Не возмутятся ли крестьяне, когда им начнут приходить платежки от регионального оператора?
Платежки, видимо, возмутят не только крестьян. Когда новая схема начнет действовать, тарифы на вывоз мусора, по самым осторожным подсчетам, вырастут минимум на 30%, но в реальности могут подскочить в разы.
Тем не менее проблему надо решать. 4 млн га территории нашей прекрасной страны в данный момент погребены под мусором. А в густонаселенных регионах — в Московской области, например, — его складывать уже просто некуда. «В области осталось 18 полигонов ТБО, — сообщил Павел Кириллов, замминистра экологии Московской области. — Их хватит на 2–3 года. Нужна новая схема — или мы зарастем мусором».
Источник информации: Московский комсомолец