Новости

13.10.2017

Каждый второй россиянин пьет воду, не соответствующую ГОСТам качества

По критериям, принятым в развитых странах, состояние водного хозяйства Российской Федерации следует характеризовать как кризисное. Это связано не с количеством вод, а с их качеством. Услугами централизованного водоснабжения пользуются 75% населения, но в малых городах, поселках городского типа, сельских населенных пунктах этот показатель и того меньше – 60%. В развитых странах эта цифра превышает 90–95%. Очистку в системах водоподготовки РФ проходит не более 59% сырой воды, в сельских пунктах – менее 20%. В результате каждый второй житель нашей страны использует для питья воду, не соответствующую установленным нормативам по ряду показателей. Это угрожает безопасности России.
В значительной степени такая ситуация обусловлена кризисами 1990-х и 2000-х годов. Инвестиции в водное хозяйство все эти годы были явно недостаточными. Текущие затраты на охрану и рациональное использование водных ресурсов в 2015 году по сравнению с 2005-м снизились на 15% в сопоставимых ценах.
Так, в 2005–2015 годах из бюджета выделялось около 27 млрд руб. в год инвестиций в основной капитал. Между тем, по оценке специалистов, готовящих новый вариант Стратегии развития водного хозяйства России (до 2030 года), для поддержания водных ресурсов в нынешнем состоянии требуется ежегодно около 45 млрд руб., а для улучшения – более 70 млрд. Другим источником проблем стало неконтролируемое загрязнение: смыв дождевых и талых вод с территорий городов, полей, дорог. Проведенные в ИВП РАН оценки доказали: для многих водных объектов вклад неконтролируемых источников в загрязнение превышает стоки предприятий и ЖКХ.
В последнее время неконтролируемыми источниками стали и водохранилища, в том числе питьевые. Их донные осадки (ДО) сорбировали токсичные вещества в концентрациях, значительно превышающих содержание этих опасных составляющих в воде. Например, в ДО волжских водохранилищ концентрации меди, свинца, цинка и других тяжелых металлов до 100 раз выше, чем в воде. В определенные сезоны года эти осадки сами становятся источниками так называемых вторичных загрязнений.
В водохранилищах происходит интенсивное развитие микроводорослей, некоторые из них, отмирая, обогащают воду токсинами. Таковы сине-зеленые, которые порождают эффект цветения воды. В настоящее время все волжские водохранилища в разной степени «болеют» цветением в жаркие сезоны года. Бороться с ними можно, только снижая поступление биогенов (нитратов, фосфатов), которые в изобилии содержатся в коммунальных стоках после их очистки практически на всех очистных сооружениях России. Требуется третичная очистка сточных вод, которая снижает содержание биогенов. Но это дорогое удовольствие, которое могут себе позволить только богатые города – Москва и Санкт-Петербург.
Отметим, в развитых странах уже 10 лет это требование – императив, главный показатель наилучших доступных технологий (НДТ), применяемых для очистки стоков. Россия только приступает к этой практике. Есть ли способы уменьшить загрязнение от неконтролируемого поверхностного стока? Есть. Переход на НДТ в сельском хозяйстве снизит использование удобрений и других химикатов, повысит культуру земледелия, изменит технологии полива. Для животноводства это переход на безотходное производство, обеспечивающее утилизацию всех видов отходов.
В городском хозяйстве принцип НДТ выражается в полном канализовании поверхностного (ливневого) стока и внедрении его обязательной очистки.
Для небольших источников загрязнения (фермы, мини-производства, небольшие поселения) эффективно использование фитоочистных сооружений (ФОС). Они представляют собой искусственные болота, в которых фильтруются загрязненные стоки, а специально подобранные растения играют роль фильтров.
О системе мониторинга следует сказать особо.
Практически не охваченными сетью наблюдений вот уже 50 лет остаются малые города, населенные пункты, подавляющее большинство неконтролируемых источников загрязнения, ДО водохранилищ. Не ведется контроль за содержанием в водных объектах ксенобиотиков, в частности, лекарственных препаратов, что особо опасно для здоровья, ведь нормативов концентрации этих веществ в ГОСТе на питьевую воду нет. В развитых странах эти компоненты за последние 10–15 лет стали важным объектом наблюдений.
Кстати, о нормативах. Критериями качества воды до сих пор являются предельно допустимые концентрации (ПДК). Они разработаны для более тысячи веществ. Но для многих действительно вредных субстанций ПДК отсутствуют. ПДК едины для всех водных объектов независимо от географической зоны их расположения и параметров качества в естественном состоянии. Совершенно ясно, что критерий ПДК следует использовать в практической деятельности лишь в качестве ориентира, а при нормировании сбросов применять показатели качества для конкретных водных объектов.
Основным механизмом регулирования качества являются нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (НДС). Однако научная база НДС была разработана 60 лет назад и безнадежно устарела. Для большинства предприятий выполнение требований НДС, которые основаны на ПДК, невыполнимы.
Росприроднадзор, отвечающий за качество воды в водных объектах, руководствуется соблюдением предприятиями НДС. Он заинтересован в сборе платежей за загрязнение. Чем хуже очистка, тем денег больше. Парадокс! Деньги поступают в бюджеты разного уровня, а не на водоохранные мероприятия. И это тоже парадокс. Удивительно, что тревожная ситуация с водными ресурсами России волнует лишь научных работников, но до сих пор не стала стимулом для реформирования системы управления водным хозяйством страны.
Евгений Викторович Веницианов – д. ф-м.н., профессор, заведующий лабораторией охраны вод Института водных проблем РАН.
Источник информации: Независимая газета

  • Вопрос эксперту

    На нашем сайте вы можете задать вопрос эксперту

    Подробнее
  • Аналитика

    Что мешает переводу многоквартирных домов на индивидуальное отопление

    Подробнее
  • Рекомендации

    ОНФ разработал памятку о правилах безопасности для жителей домов с газовым оборудованием

    Подробнее