Новости
06.03.2018
Корректировка платы и годовой отчет
Жилищные активисты обсудили вопросы, актуальные для первого квартала года: перерасчет платы за отопление и годовой отчет управляющих компаний.
5 марта 2018 года состоялось собрание Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР». В зале Дома ученых не осталось свободных мест, все они, включая добавочные два десятка стульев, были заняты жилищными активистами, председателями и членами советов домов и ТСЖ. Интерес вызвали вопросы, вынесенные на обсуждение: корректировка платы за отопление и отчеты управляющих компаний по договору управления с собственниками. Оба эти вопроса особенно актуальны сейчас, когда заканчивается первый квартал года. Также перед аудиторией выступили представители Роспотребнадзора по УР, Жилищной инспекции УР.
Александр Евсеев, председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР» напомнил, что раз в год в первом квартале (январе, феврале или марте) производится корректировка платы за отопление.
В марте собственники, у которых прямые договоры с ПАО «Т Плюс», смогут зайти на сайт Энергосбыт Плюс и увидеть конкретную сумму корректировок по своим домам. «Имея эту информацию, собственники могут запросить у своей управляющей компании и ресурсоснабжающей организации показания общедомовых приборов учета, сделать расчеты и убедиться, что корректировка платы произведена правильно. Если будут обнаружены ошибки или появятся вопросы, нужно будет обратиться в Энергосбыт, чтобы внести исправления и сделать перерасчет», – сказал Александр Евсеев. Показания общедомовых приборов учета исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить по запросу любого потребителя в течение 3 рабочих дней с момента обращения (пп. р) п.31 Правил предоставления коммунальных услуг).
В прошлом году было много перерасчетов с доначислением платы в больших размерах – доходило до 10-15 тысяч рублей на квартиру. Иногда в проводимых перерасчетах встречались и неточности. Например, по одному из домов в Ижевске изначально было указано, что в сентябре-октябре в доме было большое потребление тепла, а на самом деле отопление было отключено из-за ремонтных работ. В результате обращений председателя совета дома эта ошибка была исправлена, собственникам был сделан правильный перерасчет.
Как рассчитать плату
Методика расчета размера платы за отопление содержится в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В большинстве муниципальных образований Удмуртии, в том числе в Ижевске, размер платы за отопление оплачивается, исходя из среднемесячных показаний общедомового прибора учета за предыдущий год. Исключение составляют города Можга и Воткинск, где за отопление платят «по факту» – ежемесячно по показаниям общедомового счетчика. Если в многоквартирном доме есть общедомовой счетчик и не во всех квартирах есть введенные в эксплуатацию индивидуальные счетчики по отоплению, то ежегодно в первом квартале года производится корректировка платы за отопление. Делает ее исполнитель коммунальных услуг по следующей формуле:
где:
Pk.пр — размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год;
Si — общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Pfn.i — общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
Годовой отчет УК перед собственниками
Согласно части 11 ст.162 ЖК РФ, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года (в договоре может быть установлен другой срок, например, до 1 мая или до 1 февраля) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе ГИС ЖКХ.
Александр Евсеев разъяснил, что в законодательстве не указано, какой должна быть форма отчета, но она может быть закреплена в приложении к договору управления домом – тогда она становится обязательной для исполнения. Если же собственники и управляющая организация не согласовали форму отчета, то он предоставляется в свободной форме. Главное, чтобы в нем было перечислено, какие работы и услуги УК выполнила в течение календарного года. От управляющей организации нужно требовать документ, заверенный печатью организации и подписью руководителя.
Размещенный в системе ГИС ЖКХ отчет автоматически считается официальным документом.
Процедура урегулирования спорных вопросов по отчету должна быть определена в договоре определения, если этого не сделано, то вопросы решаются собственниками и их УК в индивидуальном порядке.
«Должна ли УК раскрывать все статьи расходов или нет, – это частные договорные отношения, – сказал эксперт. – Если собственники определили их и зафиксировали это в договоре управления, то УК должна следовать этим требованиям, если же нет, то, значит, пришло время договорится».
Многих собравшихся интересовал вопрос, должны ли представители УК прийти на общее собрание собственников для отчета. Статья №162 ЖК РФ дает ответ, что такой обязанности у УК не существует. Отчет может быть предоставлен совету дома, размещен на официальном сайте компании, на информационных стендах в подъезде, напечатан на платежных документах и в ГИС ЖКХ. Право каждого собственника – найти эту информацию и ознакомиться с ней самостоятельно.
Марат Исмагилов, Главный госжилинспектор УР, отметил, что Жилищная инспекция УР имеет полномочия проверить только факт наличия отчета и то, разместила ли УК его в ГИС ЖКХ или на своем сайте. Содержание отчета инспекторы не проверяют. Однако он напомнил, что при прямых договорах УК оказывает услуги по содержанию общего имущества (управление, обслуживание, текущий ремонт, аварийный ремонт, локальные мероприятия). «Принцип договора управления заключается в том, что собственники ежемесячно получают услуги от организации, с которой заключен договор, и, если услуга не предоставляется, фиксировать факт ее неоказания», – сказал он. Порядок фиксации определен в 491 Постановлении о правилах содержания общего имущества и в 354 Постановлении.
Если услуга не оказывается, например, не проведена уборка в подъезде или не выполнены работы по подготовке дома к отопительному периоду, то нужно вызвать представителей управляющей организации, позвонив в аварийную или диспетчерскую службу. В случае их неявки в течение двух часов (если не было обсуждено иное время) следует составить акт в присутствии председателя совета дома и еще двух собственников и отнести его в УК для перерасчета платы за услугу. После составления акта об устранении замечания должен быть произведен перерасчет.
Вознаграждение для председателя совета дома
На собрании также прозвучала информация о том, что Объединение советов домов УР обратилось к депутатам Госдумы России и в Минстрой России за разъяснениями по поводу удержания страховых взносов с денежного вознаграждения председателей советов домов. Александр Сидякин, первый заместитель председателя комиссии по ЖКХ и жилищной политике Государственной Думы РФ обратился с запросом дать разъяснения в Министерство финансов РФ. Александр Евсеев ознакомит жилищных активистов с ответом из Министерства на следующем собрании, которое пройдет в апреле.
Помощь Роспотребнадзора
Ольга Жуланова, главный специалист-эксперт Главного Управления Роспотребнадзора по Удмуртской республике, рассказала собравшимся о полномочиях Роспотребнадзора в сфере жилищного законодательства. В 2013 году были созданы органы, контролирующие исполнение жилищного законодательства – жилищные инспекции, а также часть полномочий была передана органам местного самоуправления. И если пять лет назад Роспотребнадзор занимался нарушениями в этой сфере, то потом за ним остался только информационный блок, – сегодня органы этого надзора контролируют предоставление потребителям полной и достоверной информации об исполнителе и оказываемым им услугах. Например, размещение информации в платежных документах, квитанциях, на информационных стендах в домах или в помещении УК или ТСЖ.
«Граждане по инерции направляют жалобы в наш адрес на незаконное начисление за услуги на услуги ненадлежащего качества, на отсутствие отопления или низкую температуру воды и воздуха, – рассказала она. – Все такие обращения мы направляем по подведомственности – в Жилищную инспекцию УР или органы местного самоуправления (в Ижевске это Управление ЖХК Администрации Ижевска)». Если гражданин считает, что ему были произведены неправильные начисления, то администрации проводят проверку, и, в случае нарушений, согласно ст. 14.7, ст.14.8 КоАП РФ, направляют материалы снова в Роспотребнадзор, который и привлекает исполнителя к административной ответственности.
Роспотребнадзор может также подать исковое заявление в суд в защиту потребителя или неустановленного круга потребителей. Инициировать иск при этом должен потребитель. По ходатайству гражданина сотрудники надзора могут вступить в судебный процесс для дачи заключения в устной или письменной форме. «Как правило, такие иски возникают в случае, если УК не желает в добровольном порядке сделать перерасчет, и тогда у гражданина остается единственный путь – обратиться в суд. Тогда Роспотребнадзор оказывает судебную защиту путем написания иска или дачи заключения в суде», – сказала Ольга Жуланова.
Источник: ЖКХ контроль