Точка зрения
14.02.2014
Наш собственник жилья и его участие в общественном контроле в сфере ЖКХ.
Цыренжапов Чингис, председатель Томского союза собственников жилья, организатор проекта «Школа Управдома».
Бывает, у меня спрашивают об общественном контроле в сфере ЖКХ. Мол, чем я занимаюсь? Общественный контроль в сфере ЖКХ - это своеобразный механизм мониторинга нарушений, сбоев, недостатков в сфере ЖКХ при помощи деятельности общественных организаций, советов многоквартирных домов, активных собственников жилья. Содержание всего механизма проста - общественная активность, гражданская позиция. По сути, задача механизма выявлять острые проблемы в функционировании ЖКХ и выводить информацию о них в публичное пространство для обсуждения и решения. Одновременно надо сосредотачивать усилия не только на поиске проблем, задача общественного контроля искать и находить лучшие практики, рецепты, примеры правильной работы в отрасли ЖКХ.
Общественный контроль в ЖКХ это не томская разработка. Это «президентская» разработка. Посмотрите майский Указ Президента №600. В организационном плане вершину общественного контроля в сфере ЖКХ олицетворяет Национальный Центр общественного контроля в сфере ЖКХ, который руководит разветвленной системой региональных центров по общественному контролю в ЖКХ по всей стране. Региональные центры должны выполнять функции ресурсных центров для общественных организаций и советов многоквартирных домов. По стране уже созданы и работают более 70 Региональных Центров. В Томской области работа по созданию Регионального Центра областной администрацией начата.
Однако центры общественного контроля это еще не весь общественный контроль в сфере ЖКХ. Есть четкое понимание, что массовый общественный контроль в сфере ЖКХ немыслим без собственника жилья, это химера, если нет реального управления своим жильем со стороны собственника.
Но здесь есть одна загвоздка. Достаточно часто с разных сторон я слышу позицию, что в своих проблемах собственники жилья виноваты сами. Мол, сами не управляют своим жильем, не участвуют в общих собраниях. Звучит даже такая резкая оценка: у нас «ненормальный» собственник. Думаю, эта позиция ущербна, она имеет вредоносный характер для развития жилищно-коммунального хозяйства страны и нашего региона.
1. Действительно, основная масса собственников жилья не принимают участия в управлении своим домом, они пассивны. Это уже общепринятый тезис. Но если погружаться глубже, то я как руководитель Томского союза собственников жилья считаю, что эта пассивность имеет причины и часто объясняется высоким уровнем недоверия к поставщикам жилищно-коммунальных услуг. Люди сознательно отказываются участвовать в управлении своим домом, т.к. они считают, что их обманывают. Управление домом предполагает взаимодействие собственников и управляющей компании. Между тем наши люди ничего общего не хотят иметь с «обманщиками» и «мошенниками». Недоверие построено при этом на следующем тезисе: мы платим-платим, а ничего не меняется к лучшему. И встает у собственника вопрос, на который ответа нет: где наши деньги?
Беда заключается в том, что сами поставщики жилищно-коммунальных услуг особо ничего и не делают, чтобы преодолеть существующее недоверие. Складывается ощущение, что они сами довольны такой ситуацией. Ведь недоверие не приводит к уменьшению денежного потока, люди несут деньги по привычке, из-за страха, по совести, несут деньги с надеждой, что именно в этот раз их не обманут. Также люди несут деньги потому, что сегодня на рынке жилищных услуг нет реальной конкуренции. У людей нет альтернативы. Особенно остро стоит эта проблема в небольших сельских поселениях. Там УК могут ничего не делать и просто собирать деньги. Президент страны как-то назвал управляющие компании «микроквазимонополистами», которые способны забить в тариф все, что угодно и требовать оплаты. Об отсутствии конкуренции даже на территории Томска свидетельствует отсутствие рекламы УК. Правда, зачем им реклама, если клиент намертво и пожизненно привязан к своей УК.
2. Пассивность собственников жилья в управлении многоквартирным домом объясняется отсутствием знаний и навыков в этой сфере. Первые побуждения стать хозяином своего дома пропадают из-за неведения. Куча вопросов без ответов: что делать, куда и к кому идти, что и как написать и др. Хотя в этом океане неведения собственнику как воздух нужны и секстант, и компас, и маяки, и буйки. Здесь не обойтись без широкой программы жилищного просвещения населения Томской области. Желательно стремиться к тому, чтобы охватить такой программой все муниципальные образования Томской области. Особенно важно здесь начать работать с молодежью, т.к. она наше будущее, будущее нашего ЖКХ.
3. Кроме того, собственники жилья объясняют свою пассивность неверием в то, что в результате активности могут наступить изменения к лучшему. Они не просто не доверяют поставщикам жилищно-коммунальных услуг, но хуже того они не верят в свои силы. Очень часто они говорят: все куплено, все коррумпировано, ничего изменить невозможно. Отсюда надо разрабатывать и запускать общественные проекты, которые позволяют собственникам жилья на основе конструктивного сотрудничества с управляющей компанией и властью добиваться улучшения своей среды обитания. И общественный контроль в сфере ЖКХ как специальный всероссийский проект при разумном администрировании способен вселить в людей веру. Именно по этой причине был разработан и запущен региональный общественный проект «ЖКХ-Контроль», который предполагает внедрение института общественных жилищных инспекторов, сначала в экспериментальном, а затем в штатном режиме.
4. Есть собственники жилья, которые не в состоянии управлять своим жильем. Так получилось, что они в силу массовой приватизации стали собственниками жилья. Затем они по причине болезни или глубокого возраста не способны качественно принимать участие в процессе управления многоквартирным домом. Согласитесь, безнравственно человека без ног заставлять бегать и уж тем более заявлять о том, что он сам виноват в том, что не бегает. Этим людям, конечно, надо помогать. Передача квартиры в муниципальную собственность на условиях деприватизации и пожизненной ренты это мера, но она крайняя для собственника. Поэтому вполне возможно, чтобы от имени таких собственников кто-то бы мог осуществлять функции управленца. Это могут быть муниципальные службы ЖКХ, государственные службы социальной поддержки, общественные некоммерческие организации.
5. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что пассивность собственников жилья при управлении многоквартирным домом имеет глубинные причины. Поэтому сказать, что люди виноваты в своих проблемах это означает упростить положение вещей. Нельзя все свалить на леность, безразличие и равнодушие собственника жилья в отношении своего имущества. Они не первопричина, они скорее следствие или исключение. Наши люди за двадцать лет стали собственниками. Если хотите проверить и убедиться в этом, предлагаю пойти и поцарапать любую чужую машину. Гнев собственника и его способность защищать свою собственность Вы увидите во всей красе. Конечно, собственники жилья бывают разные. Я попытался показать это. С каждой группой собственников жилья надо работать отдельно, с особым подходом. Там есть маргинальные личности, которые изначально не могут быть в социальном смысле собственниками, они мешают жить добросовестным собственникам жилья, с ними тоже власть должна работать.
Между тем я говорил, что существует и ныне здравствует распространенная позиция, что в своих проблемах собственники жилья виноваты сами. Эта позиция очень удобна для тех, кто не хочет работать. Виноватый в проблемах ЖКХ как бы найдет, наказать его невозможно, реформа какая-то неправильная, т.к. собственник не стал собственником. Эта ущербная позиция ярко демонстрирует наше нежелание что-либо менять, что-либо делать.
Между тем изменения возможны. Потенциал для роста активности в среде собственников жилья есть и он очень высокий. Зарытая глубоко готовность быть социально ответственным собственником жилья выражается в существующей ныне платежной дисциплине в сфере платы за ЖКУ. Из 100% это где-то 95%. Люди сегодня платят за жилищно-коммунальные услуги, достаточно хорошо платят. В основной своей массе собственники жилья, отказываясь от других потребностей, не сразу, не в первый месяц, но закрывают жилищно-коммунальные платежи. Несколько богатых и бессовестных граждан, которые годами тянут оплату, не показатель. На основе готовности людей платить за услуги можно косвенно говорить о готовности людей участвовать в управлении многоквартирным домом.
Активность собственников жилья, конечно, сегодня нельзя признать массовым явлением. Есть ростки этой активности, есть подступы к управлению домами, есть инициативы. Кстати, инициативы граждан по управлению многоквартирными домами это реальность. Мы это видим на наших занятиях в «Школе управдома». То, что люди пришли за специальными знаниями, жертвуют на это свое личное время, само по себе уже говорит о реальных шагах к управлению домом. Люди дисциплинированно посещают занятия, несмотря на отпускное время, жару и морозы. На занятиях люди активны, живо интересуются многими-многими аспектами управления домом. Также инициативы люди проявляют тем, что уходят от жуликоватых управляющих компаний, добиваются справедливости в судах, создают работающие товарищества собственников жилья, эффективные советы многоквартирных домов. В Омске дело дошло то того, что две пенсионерки от отчаяния и безальтернативности создали сами свою управляющую компанию.
Желание и инициатива собственников жилья стать хозяином многоквартирного дома должно находить всемерную поддержку со стороны государства и бизнеса. Думающие владельцы УК и РСО, надеюсь, понимают, что массовое появление хозяина дома это неотъемлемое условие формирования цивилизованного рынка жилищно-коммунальных услуг. Вместе с тем такая поддержка в настоящее время либо отсутствует, либо минимальна. Очень часто со стороны УК и РСО люди встречают ожесточенное противодействие. Самое простое: сотрудники управляющих компаний не хотят даже поговорить с собственниками жилья, с людьми, которые формируют фонд оплаты труда этих компаний. Пресекаются всякие попытки уйти в другую управляющую компанию. Решения реальных общих собраний, проведенные самими жильцами, не признаются УК. Когда люди пытаются узнать, куда были потрачены собранные жильцами деньги, отдельные директора управляющих компаний раздражаются и уходят от ответа. Бывает, что поиск правды приводит к угрозам расправой. Да-да и такое есть. Разумеется, не все УК такие плохие. Но как раз из-за результатов деятельности нерадивых УК государство уменьшает количество «кислорода» на этом рынке для всех УК. Постепенно оно пришло к мысли о необходимости лицензирования УК. Пришло время для того, чтобы думающие владельцы УК объединились в интересах реабилитации этого «подпорченного» вида бизнеса, пока государство не пришло к мысли о закрытии этого рынка.
Между тем реформа ЖКХ без участия собственников жилья не состоится. К инициативам собственников жилья следует отнестись бережно. В этой связи считаю, что Региональный Центр общественного контроля в сфере ЖКХ необходимо срочно запускать. Такой Центр предполагается один и потому в поле не воин. Поэтому на уровне местного самоуправления целесообразно создать муниципальную инфраструктуру поддержки советов многоквартирных домов. Для того чтобы люди вникли в процесс управления своим домом надо им помочь, нужна минимальная система стимулов. Председатели советов домов уже сегодня мне говорят: мы работаем на общее благо, на благо всего дома, но нет общественной оценки нашей работы, нас как бы нет, нет признания и поощрения.
Обратите внимание, все чаще по проблемам ЖКХ граждане обращаются в различные властные инстанции. Общеизвестно, что количество таких обращений бьет все рекорды и зашкаливает все разумные пределы. Факт обращения, бывает, расценивается как иждивенчество и желание переложить ответственность за свое имущество на власть. Но сегодня факт обращения это еще реакция на противодействие управляющих компаний и РСО, это тревога за состояние отрасли ЖКХ, жалоба на неэффективность чиновников. И в этом смысле собственника жилья нельзя обвинить в «ничегонеделании». Видя бардак в ЖКХ, активные собственники жилья бьют во все доступные колокола.