Точка зрения
07.04.2015
Мысли вслух о ЖКХ: часть первая
Чингис Цыренжапов, руководитель Томского союза собственников жилья,
лаборатории экономико-правовых исследований в сфере ЖКХ при ТГАСУ, канд. юрид. наук.
Жилищно-коммунальный комплекс в нашей стране не ругает только ленивый.
Проблем в отрасли, действительно, много. Дома, сетевое хозяйство, оборудование и все остальное имущество в очень плохом техническом состоянии. Износ имущества копился десятилетиями. «Капитализм» охватил почти все, кроме ЖКХ.
И до сих пор жилищно-коммунальная отрасль продолжает нести на себе колоссальную социальную нагрузку реформирования тех отраслей, которые сейчас уже в рынке и действуют по-другому, по-современному. Витрины магазинов сверкают разнообразием товара и цен. Интернет и сотовая связь уверенно шагают по стране. На АЗС после заправки услышать «Спасибо. Приезжайте к нам еще» - норма. Можно привести и другие достижения рыночных реформ, без которых мы уже не представляем нашей жизни и поэтому готовы за возможность ими пользоваться платить цену, хорошую цену. Однако всего прогрессивного, модного, дорогого и не перечислишь.
Ясно одно: шло время, а многоквартирные дома и коммунальные сети ветшали. И продолжают ветшать.
Дальше хуже. Собственник квартиры еще не стал собственником дома. По разным причинам он в основной массе не в состоянии выйти за пределы своей квартиры и взглянуть на кровлю своего дома как на свою вещь. Собственник сетей – муниципалитет не в состоянии в одночасье устранить «вековой недоремонт». Да и хозяин из него никакой. «Ресурснику» проще и выгоднее все заложить в коммунальный тариф и сбыть как можно больше и куда угодно (хоть в форточку, хоть в болото), лишь бы не знать то, что он и так знает: такой бизнес убыточен. Управляющие компании так и не стали «управляющими». Эксплуатация и ремонт отдельных конструктивных элементов дома – это предел понимания своего жилищного бизнеса владельцами и менеджерами этого бизнеса. Полноценное государственное управление жилищно-коммунальной отраслью - явление новое, т.к. профильное федеральное министерство создали относительно недавно.
Все эти ЖКХ-проблемы можно и нужно смотреть с нескольких углов зрения. У каждого участника рынка жилищно-коммунальных услуг своя правда. И свои скелеты в шкафу. Будь то поставщик этих услуг, будь то их потребитель – заказчик. Квинтэссенция отношений между ними всегда и все времена будет сводится к следующей формуле: потребитель – заказчик жилищно-коммунальных услуг желает получить услугу максимально высокого качества по максимально низкой цене, а поставщик, соответственно, будет стремиться максимально занижать качество услуг и одновременно увеличивать цену услуги на максимально допустимую величину. В связи с тем, что на этом рынке поставщик часто является монополистом, а потребитель – заказчик является слабой стороной, то необходим специальный регулятор в виде государственного обоснованного и справедливого вмешательства.